Ветхое и аварийное жилье – текущая ситуация

Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной сферы в настоящее время являются большие масштабы ветхого и аварийного жилищного фонда.

Из нижеприведенного графика можно увидеть, как изменился этот показатель за 10 лет.

Аварийными признаются многоквартирные дома, проведение восстановительных работ в которых технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Понятие ветхого жилья в законодательстве не содержится.  Однако исходя из иных нормативных актов и сложившейся практики, ветхим состоянием здания считается состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Таким образом, основное отличие аварийного и ветхого жилья состоит в том, что последнее характеризуется только высокой степенью износа, в то время как аварийное жилье представляет опасность для жизни проживающих.

На графике представлены регионы с самым низким и самым высоким процентом ветхого и аварийного жилья. В Московской области эта величина составляет 1,4 %. В целом по России – 3,1%.

Основаниями для признания жилого дома аварийным могут быть:

Ø                      ухудшение эксплуатационных характеристик здания в целом или отдельных его частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

Ø                      расположение дома в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно с помощью инженерных и проектных решений предотвратить подтопление;

Ø                      наличие у дома повреждений, полученных в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;

Ø                      наличие у дома деформации фундамента, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;

Ø                      нахождение дома в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях.

Для того чтобы отнести жилье к ветхому, необходимо определить степень его износа. Однако расчет процента износа, как правило, осуществляется приблизительно, так как специальных математических формул для его определения нет. Поэтому и решение, признавать ли жилье ветхим или нет, выносится часто в зависимости от желания чиновников,  а не из объективной необходимости.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется специально создаваемой межведомственной комиссией. Межведомственные комиссии создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В настоящее время решения о признании домов аварийными и подлежащими сносу в отношении многоквартирных жилых домов принимаются комиссиями, созданными органом местного самоуправления.

В текущем году Правительством РФ был подготовлен законопроект, отражающий вопросы проведения капитального ремонта жилых домов. Согласно данному документу, все полномочия по проведению капитального ремонта предаются на региональный уровень, что отчасти является не совсем правомерным. В отношении старых обязательств государства по капитальному ремонту, который не был произведен, должна сохраняться обязанность государства производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Долг государства по недостающему ремонту оценивается в 3,5 трлн рублей. В настоящее время разрабатывается новая редакция законопроекта.

Последствия признания дома ветхим и аварийным схематично выглядят следующим образом.

Согласно ст. 89 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма, предоставляемое взамен ранее занимаемого, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Наиболее часто возникающие вопросы в правоприменительной практике, касающиеся равноценности жилья, предоставляемого взамен аварийного

1.  Количество комнат должно быть равнозначным. Недопустимо уменьшение жилой площади и количества комнат за счет увеличения площади вспомогательных помещений (кухни, коридора  т.д.), даже если общая площадь предоставляемого жилья больше ранее занимаемого (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.10.10 г. по делу №8-В10-11);

2.  Количество комнат должно быть также равнозначным и при переселении лиц, ранее проживавших в коммунальной квартире, в отдельную квартиру (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.02.2010 г. по делу №60-В10-3);

3.  Невозможно переселение жильцов из обычной квартиры в квартиру-студию, если площади и количество комнат в этих квартирах равны, так как в квартире-студии в жилую площадь включается площадь ниши, предназначенной для использования в качестве кухни, что фактически является вспомогательным помещением и в жилую площадь входить не должно (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.06.2011 г. по делу №67-В11-3);

4.  Для получения жилья по нормам предоставления необходимо быть малоимущим либо состоять на учете в качестве нуждающегося или иметь право состоять на таком учете. В п. 1 ст. 89 ЖК РФ указано, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Такой случай предусмотрен ФЗ от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Смысл в том, что если религиозной организации передается государственный или муниципальный жилищный фонд, а люди, выселенные из него, признаны малоимущими либо состоят на учете в качестве нуждающихся или вправе состоять на таком учете, получают жилье по норме предоставления. Однако есть судебная практика, позволяющая более широко толковать п. 1 ст. 89 ЖК РФ и не связывать предоставление жилья по нормам предоставления только с передачей имущества религиозным организациям. Так, например,  в соответствии с нормами предоставления лицам была предоставлена квартира, площадь которой в три раза превысила площадь ранее занимаемого жилья. При этом суд принял во внимание, что истец и его семья признаны малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма (Решение Индустриального суда г. Перми от 03.06.2011 г.).

Расчеты с собственником приватизированного жилья, согласно ст. 32 ЖК РФ, могут осуществлять двумя способами: уплата выкупной цены за изымаемое помещение, либо предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению сторон.

Выкупная цена должна включать в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изъятием жилья, в том числе упущенную выгоду. Однако выкупная цена чаще всего не покрывает всех реальных расходов собственника на приобретение нового жилого помещения, так как рыночная стоимость ветхого и аварийного жилья несоразмерна стоимости квартиры даже на вторичном рынке недвижимости. В качестве решения этой проблемы можно использовать возможность так называемой «расприватизации».

Однако возможно это только при наличии ряда условий:
- жилье должно быть единственным у собственника;
- основание приобретение жилья – приватизация (а не договор купли-продажи, к примеру);
- в отношении жилья не осуществлялось никаких сделок с момента приобретения права собственности либо прописки иных лиц в квартиру.

В случае признания жилого дома аварийным он подлежит сносу. Каким должен быть срок сноса?

Принятие решения о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Однако данное решение можно оспорить в суде. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Данный вывод подтверждается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года (Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года).

Проблема ветхого и аварийного жилья глазами администрации

Финансирование ветхого и аварийного жилья производится, главным образом, по двум направлениям – за счет бюджетных средств и за свет инвесторов.

По оценкам Международной финансовой корпорации (IFC ) для проведения капремонта и модернизации жилого фонда в России необходимы масштабные инвестиции, составляющие около 322 млрд. рублей ежегодно до 2035 г. В рамках региональных программ софинансирования Фондом ЖКХ средняя стоимость ремонта в 2011 г. составляла 833 руб. на кв. м и 837 руб. на кв. м — в 2010 г. При этом в настоящее время динамика фактического старения жилого фонда в два раза превышает количество сносимого ветхого и аварийного жилья.

«В текущем году были разработаны поправки в закон о Фонде содействия реформе ЖКХ, согласно которым было предложено выделять деньги муниципалитетам только для сноса аварийного жилья, - говорит адвокат Олег Сухов. -  Однако последствием такого реформирования может стать то, что сносу будет подвергаться даже то жилье, которое ещё можно отремонтировать, с учетом того, что капремонт обходится дешевле переселения дома. К тому же, несколько снижает выгоду сноса домов по сравнению с ремонтом то обстоятельство, что в итоге принятия многих судебных решений жилье выделяется гражданам взамен ранее занимаемого по нормам предоставления, что ведет к колоссальным расходам. Однако все чаще администрации стараются сосредоточить жилищную политику на строительстве нового жилья. В этом помогает возможность привлечения инвестиций, что дает ряд обоснованных преимуществ: инвестор берет на себя функцию сноса аварийного жилья, строительство новых домов способствует обновлению коммуникаций и благоустройству населенного пункта в целом».

Перспективы ветхого и аварийного жилья

Московской области создание благоприятного инвестиционного климата является одной из первоочередных задач на пути решения проблемы с ветхим и аварийным жильем. В том числе, для получения бюджетных средств необходимо заручиться всеми возможностями их грамотной реализации, в т.ч. наличием строительных компаний, готовых осуществить возведение нового жилья либо капитальный ремонт ветхого жилого фонда.

Многие районы Подмосковья характеризуются недобросовестным отношением застройщиков к выполнению обязательств по строительству жилых домов. В итоге, оказывается, что документация не согласована в необходимые сроки либо строительство необоснованно приостанавливается. В связи с этим планируется создание «черного списка» застройщиков Подмосковья. В 2011 году подобный список уже составлялся. Лидерами по количеству остановленных новостроек тогда являлись Сергиев Посад, Пушкино, Балашиха, Троицк и Лобня.

Для решения жилищных проблем, в том числе ликвидации аварийного жилья, в Московской области, создана специальная структура, наделенная функциями отдельного министерства. Это рациональная мера, так как в ряде районов проблемы ветхо-аварийного жилья стоят достаточно остро. Так, например, в Пушкинском районе, в Ступино и Клину в минувшем году не осуществлялось строительство жилья для переселенцев.

В качестве одного из способов решения вопроса о ветхом жилье можно рассматривать также реконструкцию, обладающую некоторыми преимуществами: не требует переселения жильцов, цены на их квартиры при этом повышаются в разы в отличие от «аварийных» цен, нет необходимости в разработке новых участков под застройку, отсутствуют затраты на снос, а реконструкцией полностью занимается строительная организация.

«Быстрое устаревание жилищного фонда вызвано, в том числе, сложными условиями его формирования в годы военного и послевоенного периода, а также продолжительным отсутствием капитального ремонта и низким качеством содержания жилья. Поэтому в настоящее время одним из приоритетных направлений жилищной политики является ремонт и ликвидация ветхого и аварийного жилья, главной целью которого должна стать разработка схем и механизмов привлечения бюджетных и иных материальных ресурсов», - резюмирует адвокат Олег Сухов.

Олег Сухов, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы,
ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра», http://advokatsuhovoleg.ru/